Коммерческая среда Кипра

 

Экономика Кипра представляет собой экономику свободного рынка и предпринимательства с развитым сектором услуг и небольшим количеством объектов легкой промышленности. По данным Международного валютного фонда, ВВП Кипра на душу населения в 2009 году составил 29 620 долларов США, что соответствует 26 месту в мире, и находится примерно на одном уровне с Грецией, Гонконгом и Новой Зеландией. В соответствии с отчетом ООН по индексу развития человеческого потенциала на 2009г. Кипр занял тридцать второе место по качеству жизни.

 

Экономическая политика, проводимая правительством, нацелена на продвижение и поддержание благоприятных инвестиционных условий, а также поддержку частных предпринимательских инициатив. В стране официально поощряется иностранное участие в экономике и в последнее время были смягчены его условия. Были упрощены административные процедуры и отменены ограничения для иностранных инвестиций во всех сферах промышленности, за исключением стратегически важных или специально регулируемых, таких как банковская сфера. Для крупных инвесторов существует возможность получения гражданства. На сегодняшний день присутствует растущее понимание со стороны иностранных корпораций и частных лиц относительно того, что использование Кипра в качестве базы для ведения предпринимательской деятельности как с точки зрения внутренних, так и внешних инвестиций, имеет многочисленные преимущества.

 

В последние годы значительно возрос приток разрешенных иностранных инвестиций. Кипр является участником 24 двухсторонних договоров по поощрению и взаимной защите инвестиций, при этом большее количество договоров находятся в стадии переговоров. Целью этих договоренностей является создание и поддержание благоприятных условий для инвестиций, осуществляемых гражданами одного из государств-участников в другом государстве, с соблюдением принципов взаимной выгоды на долгосрочной основе и обеспечения гарантий защиты таких инвестиций (включая репатриацию прибылей), а также создание соответствующих процедур для разрешения любых споров, которые могут возникнуть. Кипр является стороной, подписавшей конвенцию, в соответствии с которой в 1988 году было учреждено Многостороннее агентство по гарантированию капиталовложений, являющееся членом Группы Всемирного банка.

 

На Кипре работает большое количество высококвалифицированных юристов, обладающих опытом работы во всех сферах корпоративного права и налогового планирования. Также здесь осуществляют свою деятельность ведущие международные бухгалтерские фирмы, компании, оказывающие страховые и финансовые услуги, доверительные компании. Лимассол, деловой и судоходный центр Кипра, входит в тройку крупнейших в мире независимых центров по управлению судами.

Кипр известен высоким уровнем развития телекоммуникационной системы, при этом предлагаемые расценки самые низкие в Европе. Оператор связи, компания "CYTA", находящаяся в государственной собственности, управляет сетью стационарной и мобильной связи и оказывает полный спектр услуг в области телефонии и передачи данных. Либерализация позволила выйти на рынок другим операторам связи, которые в настоящее время оказывают подобные услуги и составляют конкуренцию компании "CYTA".

 

Поблизости с Ларнакой правительство создало свободную экономическую зону, которая предлагает отличную инфраструктуру, низкую арендную плату и беспошлинный статус. В планы правительства также входит создание Технологического парка программного обеспечения, целью которого является стимулирование и содействие распространению потока знаний и технологий среди исследовательских, проектно-конструкторских и образовательных учреждений, юридических лиц и иных участников рынка информационных технологий.

 

В последние несколько лет была проведена реконструкция и модернизация двух международных аэропортов страны, расположенных вблизи городов Ларнака и Пафос, которые обслуживают многочисленные международные авиалинии. Морские перевозки обслуживаются двумя многофункциональными портами Лимассола и Ларнаки, которые используются в качестве центра по хранению, распределению и транзитной перевозки контейнеров.

 

 

Налогообложение

 

Широкомасштабная налоговая реформа, вступившая в силу 1 января 2003 года, привела к значительным изменениям в системе налогообложения Кипра. Благодаря повышению ставки НДС до 15% (которая, тем не менее, остается самой низкой в Европе), стало возможным понижение определенных видов налогов, а некоторые налоги даже были отменены. На смену устаревшему, сложному режиму налогообложения пришла новая, простая и прозрачная по своему характеру система, которая устранила дискриминацию и дифференцированный подход по отношению к различным категориям бизнеса. Различия между местными и международными компаниями были упразднены, и в настоящее время существует единая ставка налога на доходы компаний, которая составляет всего 10% и является самой низкой на территории ЕС. Максимальная ставка подоходного налога для резидентов-физических лиц составляет 35%.

 

 

 

Валютный контроль

 

После отмены валютного контроля, с 1 мая 2004 года резиденты и нерезиденты, как физические, так и юридические лица, имеют право владеть и управлять активами и пассивами в любой иностранной валюте и в любой стране, включая счета в свободно конвертируемых валютах и переводные счета в банках острова. В стране не существует различий между гражданами Кипра, гражданами других стран-участниц ЕС или гражданами третьих стран.

 

 

 

Меры по предотвращению отмывания денег

 

Основополагающим законодательным актом Кипра в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, является Закон 188(I) от 2007г. "Закон 2007 года о предотвращении и противодействии легализации доходов, добытых преступным путем" ("Закон"). Закон, который был принят 31 декабря 2007 года и вступил в силу 1 января 2008 года, закрепил, внес поправки и заменил положения законов "О предотвращении и противодействии деятельности по отмыванию доходов", действовавших в период с 1996 по 2004 года.

 

Закон содержит положения по противодействию и предотвращению легализации доходов, добытых преступным путем, и полностью имплементирует нормы "Третьей директивы о борьбе с легализацией доходов, добытых преступным путем" (Директивы 2005/60/EC, принятой Европейским парламентом и Советом ЕС 26 октября 2005 года), новой редакции "Сорока рекомендаций по противодействию отмыванию доходов", разработанных ФАТФ (Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), а также "9 специальных рекомендаций ФАТФ, направленных против финансирования терроризма".

 

Закон вносит действия по легализации преступных доходов и финансированию террористической деятельности в разряд противозаконных, влекующих за собой тюремное заключение сроком, превышающем один год. Все лица, осуществляющие "подпадающие под действие закона финансовые операции" (в том числе кредитные учреждения, инвестиционные фирмы, адвокаты, бухгалтеры, агенты по недвижимости и дилеры на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней) обязаны принять строгие меры по недопущению вовлечения их деятельности в сферу легализации доходов. Лица, чья деятельность подпадает под действие закона, обязаны принять меры по идентификации клиента, надлежащему ведению документации и внутренней отчетности. Они должны обеспечить ознакомление своих сотрудников с их обязанностями в соответствии с Законом, и провести соответствующее обучение, благодаря которому сотрудники смогут распознать операции, относящиеся к легализации доходов. Организации обязаны назначить надлежащим образом подготовленных лиц в качестве "должностных лиц, ответственных за предотвращение операций по легализации доходов, добытых преступным путём"".

 

Закон определяет функции Центрального Банка Кипра ("CBC") как компетентного органа, осуществляющего надзор за деятельностью всех банков Кипра и возлагает на него ответственность за соблюдение банками положений Закона. Кроме того, CBC является надзорным органом для операторов, оказывающих услуги в области денежных переводов. Соответствующие профессиональные организации несут ответственность за деятельность своих членовм.

CBC выпустил полезные рекомендации относительно порядка идентификации клиента, надлежащего ведения документации и осуществления других мер по предотвращению легализации доходов, включая идентификацию бенефициарных собственников счетов и операций, а также процедуру проверки источников и законности происхождения денежных потоков, проходящих через банковскую систему Кипра. С этими рекомендациями можно ознакомиться на сайте Центрального банка Кипра.

 

В рамках Министерства юстиции Законом было создано Подразделение по борьбе с отмыванием денег ("MOKAS"), в сферу ответственности которого входит получение и анализ отчетов о подозрительных операциях, а также проведение расследований относительно легализации доходов и финансирования террористической деятельности.

 

Меры, принимаемые Кипром в отношении борьбы с легализацией доходов и финансирования террористической деятельности, несколько раз оценивались ФАТФ и Специальным экспертным комитетом Совета Европы по вопросам оценки мер противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма (МОNEYVAL). Комитет МОNEYVAL является региональным органом ФАТФ, участником которого являются все европейские государства, включая Кипр, который не является членом ФАТФ.

 

В своем официальном отчете, опубликованном в июне 2000 года, ФАТФ признал, что система Кипра по борьбе с легализацией незаконных доходов соответствует международным стандартам. В последующих оценочных отчетах Комитета МОNEYVAL были высоко оценены юридические и другие меры, предпринимаемые Кипром, как соответствующие международным конвенциям и стандартам, а также их эффективность и результативность практической имплементации.

 

Для получения более подробной информации, пожалуйста, перейдите на сайт www.neocleous.com

Cyprus Commercial Environment

 

Cyprus has an open, free-market, service-based economy with some light manufacturing. According to the International Monetary Fund, in 2009 GDP per capita was USD 29,620, twenty-sixth in the world and on a par with Greece , Hong Kong and New Zealand . The United Nations Human Development Index for 2009 ranks Cyprus thirty-second in the world as regards quality of life.

 

The government's economic policy is aimed at promoting and maintaining favourable investment conditions and supporting private initiatives. Foreign participation in the economy has been officially encouraged and liberalised for some time. Administrative procedures have been simplified and in all but a few strategic or specifically regulated industries such as banking there are no limits on foreign investment. Citizenship is available for significant investors. There is a growing awareness among foreign corporations and individuals of the particular advantages of using Cyprus as a business base for both inward and outward investment.

 

In recent years the inflow of approved foreign investment has increased considerably. Cyprus has 24 bilateral treaties for the encouragement and reciprocal protection of investments and more are under negotiation. The purpose of the treaties is to create and maintain favourable conditions for investments made by nationals of one treaty state in the other treaty state for their mutual benefit on a long-term basis, to guarantee the protection of such investments (including the repatriation of profits) and to establish procedures for settling any disputes that may arise. Cyprus is a signatory to the convention which in 1988 established the Multilateral Investment Guarantee Agency, a member of the World Bank Group.

 

There are many well-qualified lawyers who are experienced in all aspects of company law and tax planning. The principal international accountancy firms practise in Cyprus , as well as insurance, financial services and fiduciary companies. Limassol , Cyprus 's commercial and shipping centre, is among the world's most important third party ship management centres.

The Cyprus telecommunications system is excellent and costs are among the lowest in Europe . CYTA, the government-owned service provider, operates fixed and mobile networks with a full range of voice and data services. Following liberalisation of the market a number of other service providers now offer similar services in competition to CYTA.

 

The government has established a free trade zone close to Larnaca offering excellent infrastructure, low rents and customs-free status. It also plans to establish a Software Technology Park to stimulate and encourage the flow of knowledge and technology among research, development and educational institutions, corporate bodies and other participants in the IT market.

 

The country's two international airports, situated near Larnaca and Paphos, which serve numerous international airlines, were reconstructed and upgraded in the past few years. Seaborne traffic is served by the two multi-purpose ports of Limassol and Larnaca, which are used as warehouse, distribution and container transhipment centres.

 

 

Taxation

 

The far-reaching tax reform that took effect on 1 January 2003 brought about major changes to the Cyprus taxation system. An increase in the rate of VAT to 15% (still the lowest rate in Europe ) made possible a reduction of certain taxes and the abolition of others. The old, complex tax regime was replaced by a new system that eliminates discrimination and differential treatment between different categories of business and is simple and transparent. The distinction between local and international companies was abolished and the corporate tax rate is now uniform and only 10%, the lowest in the EU. The maximum tax rate for resident individuals is 35%.

 

 

 

Exchange control

 

With the abolition of exchange controls on 1 May 2004 both residents and non-residents, whether individuals or corporate bodies, may hold and manage assets and liabilities in any currency and in any country, including freely convertible and transferable balances with banks on the island. There is no distinction between nationals of Cyprus , nationals of other EU member states or third country nationals.

 

 

 

Anti money-laundering measures

 

The principal anti-money laundering legislation in Cyprus is the Prevention and Suppression of Legalising Proceeds from Illicit Actions Law of 2007, Law 188(I) of 2007 ("the Law"). The Law, which was passed on 31 December 2007, consolidates, amends and replaces the Prevention and Suppression of Money Laundering Activities Laws of 1996 to 2004 with effect from 1 January 2008.

 

The Law contains both suppressive and preventive provisions against money laundering, and fully implements the Third Anti- Money Laundering Directive, Directive 2005/60/EC of the European Parliament and of the Council of 26 October 2005 and the Financial Action Task Force's ("FATF") revised 40 Recommendations against money laundering and its 9 Special Recommendations against terrorist financing.

 

The Law criminalises money laundering from all crimes punishable with imprisonment in excess of one year as well as terrorist financing activities. All persons carrying on "relevant financial business" (including credit institutions, investment firms, insurance companies, lawyers, accountants, real estate agents and dealers in precious metals and stones) are obliged to implement strict procedures to preventing the abuse of their services for money laundering. Persons subject to the Law are required to implement procedures for customer identification, record keeping and internal reporting. They must ensure that their employees are aware of their obligations under the Law and provide adequate training to assist them in recognising money laundering transactions. Organisations must appoint properly qualified persons as "Money Laundering Compliance Officers".

 

The Law designates the Central Bank of Cyprus ("CBC") as the competent supervisory authority for all banks operating in Cyprus and assigns to it the responsibility of ensuring banks' compliance with the provisions of the Law. The CBC is also the supervisory authority for providers of money transmission services. The relevant professional bodies are responsible for their members' activities.

The CBC has issued useful guidance on customer identification, record keeping and other procedures for the prevention of money laundering, including the identification of beneficial owners of accounts and transactions and checks on the source and legitimacy of funds flowing through the banking system in Cyprus . These are available on the website of the Central Bank of Cyprus .

 

The Law established a special Unit for Combating Money Laundering ("MOKAS") as part of the Attorney General's Office, to take responsibility for the receipt and analysis of suspicious transaction reports and money laundering and terrorist financing investigations.

 

The measures taken in Cyprus for combating money laundering and terrorist financing have been evaluated several times by the FATF and the Council of Europe's Moneyval Committee, an FATF regional body whose membership comprises all European states, including Cyprus , which are not members of the FATF.

 

In its official report published in June 2000, the FATF recognised that the anti-money laundering system of Cyprus complies with international standards. Subsequent evaluation reports adopted by the Moneyval Committee commend the legal and other measures taken by Cyprus in line with international conventions and standards, and the efficiency and effectiveness of the practical implementation of those measures.

 

For more information please refer to www.neocleous.com